Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Сведения о наличии в МДОАУ № 154 специально оборудованных кабинетах

В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов, а также созданы условия для маломобильных граждан. В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов. Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии со всеми нормативными документами:

1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.

2) медицинским работник проводит осмотр детей ежедневно и по показаниям.

В ДОО реализуются адаптированные образовательные программы, разработанные МДОАУ № 154 в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, в том числе календарные учебные графики и учебные планы. Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности детей-инвалидов: - при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида; - обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса; - чередование индивидуальных и подгрупповых занятий; - повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса; - корректировка времени для выполнения заданий; - снижение темповых нагрузок; - стимулирующая помощь взрослого; - чередование видов деятельности; - снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий; - условия для двигательной активности ребенка; - подбор специального дидактического материала и т. п.

Объекты для проведения практических занятий

Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использование инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Практические занятия проходят в групповых помещениях. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда групповых помещений является насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью корректирования основного заболевания согласно степеням ограничения, прописанных в ИПРА. При проектировании предметно-пространственной развивающей образовательной среды Учреждения учитываются: -психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметно-пространственной развивающей образовательной среды возможностями особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка; -психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной-пространственной развивающей образовательной среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметно-пространственной развивающей образовательной среды учитываются контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды: -антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие ростовозрастных характеристик параметрам предметно-пространственной развивающей образовательной среды; -климатические и национально-культурные условия, в которых осуществляется образовательная деятельность. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда организована как пространство, которое обеспечивает нравственнопатриотическое воспитание дошкольников и учитывает региональный компонент. В групповых помещениях организованы «уголки», оснащенные изделиями местного промысла и материалом, представляющим особенности природного края. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда не ограничивается пространством группового помещения, занятия физической культурой с детьми старшего возраста проводятся на открытом воздухе, поэтому в зимнее время на спортивной площадке прокладывается лыжня, на прогулочных участках строятся горки и различные снежные постройки. Пространство группы организовано в виде «центров развития», согласно пяти образовательным областям. Уголки оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подробная организация пространства позволяет воспитанникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс сучетом индивидуальных особенностей детей. В Учреждении организована предметно-пространственная развивающая образовательная среда для ребенкаинвалида. Среда, в которой находится ребенок инвалид построена таким образом, чтобы ребенок всегда мог найти себе занятие, которое будит его интерес, поддерживает развитие его моторных умений, строит и расширяет его восприятие во всех сферах, расширяет его когнитивные возможности, предотвращает попадание в когнитивные или моторные тупики, развивает и улучшает его социальные навыки, учит выносливости и устойчивости к фрустрации. Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенок не нуждается в дошкольном учреждении в особых технических средствах реабилитации. Однако для него создан специальный центр Я+. Он содержит все необходимое оборудование согласно прописанным степеням ограничения в ИПРА, а также средства для развития творческих способностей. Все объекты для проведения практической деятельности доступны для ребенка– инвалида. Кроме этого образовательная деятельность проводится на прогулочных участках, это занятия-экскурсии по территории дошкольного учреждения. Во время занятий дети наблюдают, осуществляют экспериментально-исследовательскую деятельность. В летний период организована работа по «Тропе здоровья» и «Экологической тропе». С детьми проводятся экскурсии, познавательная деятельность, подвижные игры, экспериментирование на различных объектах «Экологической тропы». На каждом из них оборудованы познавательные игры, оборудование для экспериментирования, наблюдения и т.д. Спортивная площадка оснащена спортивным оборудованием, с помощью которого воспитанники могут совершенствовать физические способности. Воспитатель при благоприятных погодных условиях проводит занятия физической культурой, спортивные праздники, эстафеты.

Библиотека

БИБЛИОТЕКИ (УГОЛКИ), ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ - ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, РАЗМЕЩЕННЫЕ В ГРУППАХ муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 154» В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст.18 в целях обеспечения реализации адаптированных образовательных программ, разработанных в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации (ИПРА) МДОАУ № 154 в ДОУ сформированы библиотеки (уголки).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ - ИНВАЛИДАМИ Образовательные области «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», Познавательное развитие» 1. Г.Ю. Байкова, В.А. Моргачева, Т.М. Пересыпкина Реализация образовательной области «Физическое развитие». – Волгоград: Учитель, 2016.

2. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

3. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. — М.: Вентана-Граф, 2015.

4. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». Вторая младшая группа– М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.

5. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. —М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

6. Михайлова М.А. и Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду Академия развития: Академия, Ко : Академия Холдинг, 1997.

7. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 -7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015.

8. Узорова О.В. Физкультурные минутки: материал для проведения физкультурных пауз/О.В. Узорова, Ё.А. Нефёдова; — М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2006.

Спортивные объекты

Объекты спорта, приспособленные для использования детьми инвалидами  и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
 Для обеспечения разнообразной двигательной активности обучающихся (воспитанников) в МДОАУ №154 оборудованы и функционируют следующие объекты спорта, предназначенные для проведения занятий, для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: 
Спортивный зал - проведение утренней зарядки, занятий по физическому развитию, проведение спортивных праздников группах комбинированной и компенсирующей направленности, проведение индивидуальной работы.
 Физкультурно-оздоровительные центры:
- проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми в группах комбинированной и компенсирующей направленности, развитие двигательной активности и физических качеств детей. 

Спортивная площадка:
- проведение занятий по физическому развитию на открытом воздухе в теплый период времени;
- проведение утренней зарядки, спортивных праздников и развлечений на открытом воздухе;
- проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников);
- закрепление основных видов движений (прыжки, ходьба, бег, лазанье, равновесие).

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания, приспособленные для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
 Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками), для детей с ОВЗ/ детей-инвалидов в МДОАУ №154 используются различные средства обучения и воспитания.  

Все объекты МДОАУ №154 для проведения практических занятий, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей, обеспечены средствами обучения и воспитания:
 -игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки); 
-спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.); 
-учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и другое);
 -музыкальными инструментами (металлофонами, треугольники, трещотки, колокольчики идр.);
 -техническими средствами обучения (магнитофоны, телевизоры в некоторых группах и музыкальном зале);
 -печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) (книги, энциклопедии, релаксационное оборудование и др.). 
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. 
В МДОАУ №154 имеется музыкальный зал, спортивный зал, кабинет педагога-психолога, которые оборудованы всем необходимым материалом и оборудованием, в том числе для детей -инвалидов и детей с  ограниченными возможностями здоровья. 
Оснащение музыкального зала:
 - набор детских музыкальных инструментов – народных, шумовых, - набор народных игрушек,
 - дидактические пособия (музыкально-дидактические игры),
 - напольную театральную ширму,
 - элементы театральных декораций – домик, дерево, плетень,
 - театральные костюмы и шапочки для детей и взрослых,
 - ростовые куклы,
- костюмы.
Представленное наличие театральных костюмов и атрибутов позволяет организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. 
Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям, музыкальный зал оснащен:
 -  пианино, 
- музыкальным центром, 
- ноутбуком
- оборудованием со световыми эффектами – «Зеркальный шар», «Цветомузыка». 
 Оборудование спортивного зала включает:
 - игровое спортивное оборудование (кольцебросы, батут, оборудование для игр в баскетбол, футбол и др.),
 - разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и др.). 
 В кабинете педагога - психолога имеются дидактические и наглядные пособия, игры, игровое оборудование, аудио записи для проведения релаксации с детьми.
  Оснащенность методического кабинета средствами ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) способствует познавательному развитию и обучению педагогов, обучающихся (воспитанников). 
В условиях детского сада ИКТ используется в различных видах образовательной деятельности, дополняя работу по воспитательной и образовательной деятельности. В образовательном процессе МДОАУ №154 используются компьютер, ноутбук, подключенных к сети Интернет; функционирует официальный сайт дошкольной организации, содержащий информацию о деятельности организации с целью обеспечения открытости и доступности информации об учреждении для общественности и привлечения законных представителей обучающихся (воспитанников).

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации


В МДОАУ №154 создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.  

  • В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
  • Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами
  • Для организации занятий с детьми инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеется оборудованные кабинеты педагога – психолога, музыкальный и спортивный залы, спортивная площадка.
  • Коррекционно–развивающая работа с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной образовательной программы. 
  • В каждой группе имеется отдельный пожарный вход/выход. 
  • Центральный вход оборудован пандусом. Дверные проемы центрального входа имеют широкие проемы, которые позволяют беспрепятственно передвигаться инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. 

Специальные условия питания

Специальные условия питания обучающихся

Рациональное питание детей - необходимое условие обеспечения здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению и работоспособности во все возрастные периоды. Основными принципами питания в детском саду являются: - обеспечение достаточного поступления всех питательных веществ; - соблюдение режима питания; - выполнение правил технологии приготовления блюд. Организация питания в МДОАУ № 154 осуществляется по договору безвозмездного пользования функциональными помещениями пищеблока между дошкольным образовательным учреждением и Обществом с ограниченной ответственностью «Комбинат школьного питания «Подросток» (ООО «КШП «Подросток») в соответствии с действующим СанПиН. ООО «КШП «Подросток» составлено 10-дневное меню, разработанное с учетом физиологических потребностей детей в калорийности и пищевых веществах. Также имеется картотека блюд с разработанными технологическими картами, позволяющими выдерживать все требования к приготовлению разнообразных детских блюд. Питание организовано пятиразовое, в соответствии с примерным цикличным меню и технологией приготовления пищи. Проводится витаминизация 3-го блюда. Натуральные нормы питания колеблются в пределах от 90 до 100 %. При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. Завтрак составляет 20% суточной калорийности, 2-ой завтрак -5%, обед 35%, полдник 15%, ужин 25%. Важно правильное распределение различных продуктов в течение суток. В рацион питания включены все необходимые питательные вещества и элементы, которые важны для роста и развития детей. Завтрак - может состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Второй завтрак - (он носит рекомендательный характер) включающий напиток или фруктовый сок и (или) свежий фрукт. Обед - включает закуску (салат или порционные овощи), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник - включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин - может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. Из меню детского питания исключены жареные, копченые, острые, жирные блюда. В еженедельный рацион питания включены фрукты, овощи, мясо, рыба и творог. Выдача готовой пищи с пищеблока и прием пищи в группе осуществляется согласно режима дня. Перед раздачей пищи в группы бракеражная комиссия снимает пробу. Ежедневно проверяется качество поставляемых продуктов, осуществляется контроль за сроками реализации и правильностью их хранения. В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной и окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. В детском саду организован питьевой режим, используется кипяченная питьевая вода. Питание детей в детском саду организовано в соответствии с требованиями Санитарно - эпидемиологических правил и действующих нормативов СанПиН. Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в Учреждении и дома родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивается ежедневное меню в каждой групповой ячейке и на информационном стенде в фойе первого этажа МДОАУ № 154, а также с меню можно познакомиться на сайте детского сада . Дети-инвалиды, посещающие детский сад и не имеющие особых условий в организации питания, получают аналогичное питание, как и остальные обучающиеся (воспитанники).

Специальные условия охраны здоровья

Планирование и проведение работы по охране здоровья обучающихся (воспитанников) осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется медицинской сестрой, которая ежедневно осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также на прививки. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, процедурного кабинета. Здесь имеется все необходимое для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха, аэрофитоионизатор. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия: · проведение профилактических осмотров; · мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении; · осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием обучающихся (воспитанников) и уровнем их заболеваемости; · обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения; · осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий; · осуществление контроля за выполнением действующих санитарных норм и правил. Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. N 28«Об утверждении СП 2.4.3648- 20). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок. В Учреждении имеются  музыкальный,спортивный зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физическому развитию. С обучающимися (воспитанниками) организуется образовательная деятельность согласно расписанию и режиму дня. Согласно СП 2.4.3648-20 разрабатывается:  режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.  составляется расписание занятий для каждой возрастной группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на занятиях по физическому развитию. В детском саду проводятся: - организация сбалансированного питания; - рациональная организация двигательной деятельности детей (проведение занятий по физическому развитию, спортивных праздников и развлечений; проведение утренней зарядки, корригирующей гимнастики после сна, гигиенических процедур; проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности); - обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями; - ходьба босиком по «дорожкам здоровья», -включение в работу с детьми комплексов дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики; - ежедневный режим прогулок; - подбор мебели в соответствии с ростом детей; -обеззараживание групповых помещений (в каждой группе имеется бактерицидная лампа); -осуществление консультативно-информационной работы (оказание консультативной помощи всем участникам образовательных отношений по вопросам сохранения здоровья и профилактическим мероприятиям для дошкольников - оформление папок, ширм, консультаций, информационных стендов, размещение информации на официальном сайте детского сада); - формирование у детей, родителей (законных представителей), педагогов мотивации к здоровому образу жизни; -привлечение родителей к участию в физкультурно-оздоровительной работе; - обеспечение условий для успешной адаптации дошкольников к детскому саду; - работа по профилактике травматизма у детей.

Доступ к информационным системам

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предоставляется

Электронные образовательные ресурсы

Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не предоставляется

Специальные технические средства обучения

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в МДОАУ № 154
В ДОУ имеются специальные технические средства в различных помещениях:
        В методическом кабинете: проэктор,  ноутбук со специальной программой и методическим комплексом для развития речи «Учусь говорить».
     В кабинете педагога-психолога: чаша балансир, световая пузырьковая колонна, звучащие плакаты и игрушки.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе МДОАУ №154 отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при МДОАУ № 154 не предусмотрено

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie